Мне, кстати, в пост хотелось добавить смежную мысль - я тут много читаю американской (либеральной и прочей) прессы, и у них рабство и последствия рабства - это проблема, периодически всплывающая, еще не до конца разрешенная и присутствующая в национальной памяти. А у нас последствия крепостного права, отмененного на пять лет раньше рабства в США, как-то…да сами знаете, что никак, и никак не обсуждаются особо. Понятно, что более близкие по времени события заслоняют более ранние, и во время и после революции досталось ВСЕМ, и бывшим угнетателям, и бывшим угнетенным, и во Вторую Мировую досталось ВСЕМ, и в девяностые тоже..Но все же слепое пятно это есть, как мне кажется, - даже у многих хороших историков и литературоведов, которые с умилением смотрят на своих *любимых* персонажей 19 века, совершенно не отмечая факт, что они живут с рабовладельчества. Читала я тут недавно научную статью, что-то про восприятие литературы, написана в 2000х годах, и автор так восторгается Обломовым и его духовностью, его нежеланием участвовать в мелочных махинациях и деловой суете Штольца! И так меня зло взяло. Светлый духовный облик рабовладельца! (Штольц, кстати, тоже он. Но он хотя бы что-то сам делает…)
no subject
А у нас последствия крепостного права, отмененного на пять лет раньше рабства в США, как-то…да сами знаете, что никак, и никак не обсуждаются особо. Понятно, что более близкие по времени события заслоняют более ранние, и во время и после революции досталось ВСЕМ, и бывшим угнетателям, и бывшим угнетенным, и во Вторую Мировую досталось ВСЕМ, и в девяностые тоже..Но все же слепое пятно это есть, как мне кажется, - даже у многих хороших историков и литературоведов, которые с умилением смотрят на своих *любимых* персонажей 19 века, совершенно не отмечая факт, что они живут с рабовладельчества.
Читала я тут недавно научную статью, что-то про восприятие литературы, написана в 2000х годах, и автор так восторгается Обломовым и его духовностью, его нежеланием участвовать в мелочных махинациях и деловой суете Штольца! И так меня зло взяло. Светлый духовный облик рабовладельца! (Штольц, кстати, тоже он. Но он хотя бы что-то сам делает…)