istarni: (nerdanel)
istarni ([personal profile] istarni) wrote2013-04-21 10:25 pm
Entry tags:

(no subject)

Прочитала за выходные "У войны не женское лицо" Алексиевич. Ойёёё, насколько все же история сложнее, страшнее, ярче, величественнее и противоречивее того представления о ней, которое в моей голове. И - мне кажется, или это такая книжка, на которой _невозможно_ не разрыдаться?
Я сломалась на истории о девушке Ане, которая вопреки всем законам медицины дослушала письмо из дома - и только потом закрыла глаза...
А самым горьким куском книги было то, как этих девушек встречали после войны. 

[identity profile] istarni.livejournal.com 2013-04-22 07:31 pm (UTC)(link)
У меня возникло ощущение, что она спорила как раз с Симоновым и с публицистической манерой изложения в стиле "такая-то часть выполнила такой-то маневр и передвинулась туда-то".
Знаешь, а странно - мне-как-читателю (НЕ владеющему материалом, я действительно им не владею:( ) не показалось, что у нее много чернухи. У Солженицына - помню, пассажи про разваленное-все, встречающих немцев колхозников и сплошные заградотряды, а у Алексиевич в книжке девушки - все героини, без шуток, и мужчины, за исключением двух-трех - тоже герои, ни труса, ни предателя, и этот их порыв - на фронт! на фронт из тыла, и любовь к Родине... А что кровь, грязь, нечеловеческие условия, кошмары и, скажем, проблема месячных в окопных условиях - для меня лично это не воспринималось чернухой, на этом фоне героизм без шуток только лучше виден.
Или я не очень поняла, что ты имеешь в виду под чернухой.
Только один кусок - собственно, те части, где говорилось про судьбу девушек _после_войны, неблагодарность или открытая враждебность мужчин и власти - это да, и читалось сразу как *черный* кусок, думаешь, что ж за ужас сплошной:(
Я не то что пытаюсь оправдать для тебя Алексиевич, просто действительно интересно, что ты думаешь по этому поводу, учитывая, что ты в самом деле гораздо лушче знаешь все!

[identity profile] firnwen.livejournal.com 2013-04-23 04:38 am (UTC)(link)
Да, я в первую очередь об отношении к ним - и после войны, и местами на фронте собственно. И о том, что их совершенно не берегли, об условиях. Да, не вопрос, и так тоже было - и "не берегли", и "после войны позорили". Но не только же это было. Она показывает строго одну сторону всей истории, но подает это как "щас скажу _всю_ правду". Для агитки однобокость естественна, но получить агитку под соусом полноценной документалистики как-то очень странно. Тем более - такую агитку.