Размышлизм про плаванье Амандиля
Feb. 1st, 2009 01:12 amВ толкиновской Арде я люблю не только то, что написал Профессор, но и то, чего он не написал. Не то что бы не успел или не дошли руки – намеренно умолчал.
Вспомним «ВК», полный упоминаний истории трех эпох, и древних королей и царств, и великих битв, побед и поражений, песен и пословиц, повествующих о прошлом…Некий американский критик полагал, что все это богатство - удачный стилистический прием, примененный автором. Потом вышли приложения к «ВК», и мы узнали, что вся эта история – есть. Многие недомолвки оказались объяснены педантичным автором со всей академической точностью: мы узнали о скверном характере гондорской королевы Берутиэль, чьи девять кошек были помянуты Арагорном , узнали и о том, что могильник, куда затянуло Фродо и компанию умертвие – не абы какой неизвестный могильник, а могила последнего князя Кардолана. А Кардолан – государство, одно из трех помимо Артедайна и Рудаура, образовавшихся после разделения Арнора. Арнор же, в свою очередь, был основан изгнанниками из Нуменора…..тут можно долго пересказывать выдуманную хитрым автором историю.
Но автор оказался еще более хитер и сказал далеко не все. Вспомним тот же эпизод с умертвиями: Том Бомбадил, вытащив хоббитов, осматривает сокровища и берет для Золотинки сапфировую брошь в форме бабочки – берет и говорит, что ее когда-то носила прекраснейшая дева. И нам никогда, ну вааааще никогда не узнать, что это была за дева – это известно только автору и Тому Бомбадилу. (Народ высказывал гипотезу, что это была Лютиэн, но то была гипотеза). Так же как никогда нам не узнать, кто такой этот Том Бомбадил – читателям это неизвестно так же, как и хоббитам: Фродо в гостях у Бомбадила несколько раз пытается выяснить – и ничего не понимает, в наших разговорах высказываются версии от истари до майяра, но то нам неизвестно. (Вполне возможно, что в этом не разобрался сам Толкин, но это другой разговор).
К чему это я? К тому, что история с отплытием Амандиля – из той же области. Мы не знаем, чем завершился его поход на Запад. Ну ваааще не знаем. А хитрый Профессор сообщает нам только, что «нелегко было повторить посольство Эарендила». НУ так знаете, героям…им вообще нелегко приходилось. Доводов «доплыл - не доплыл, выслушали – не выслушали» можно набрать очень много. –Вон, Тургон тоже вестников посылал, и никто не доплыл.
– Зато Амандиль не был проклят, наоборот, его народ был благословлен.
- Когда-то давно.
–Фаразон был никоим образом не благословлен, однако доплыл же и при полном штиле, без бурь! –
- Неужто Валар, допустившие доплыть тирана Фаразона, будут топить Амандиля?
– Даже если доплыл, то Нуменору это не помогло.
– Зато Верные спаслись. Если ждали на причалах у острова до последнего – до изъятия Валинора, образования гигантской расселины, куда и ухнул остров – можно представить, какой должен был быть водоворот? Их бы затянуло мгновенно, а так – выплыли.
– Верным позволили бы уплыть и так, Валар же, все-таки, благи и милостивы.
– Ага, потопили целый остров, на котором небось были невинные женщины и дети…..
- Которые не возражали против человеческих жертвоприношений……(тут дискуссия обычно заходит окончательно не в ту степь, но это отдельный разговор).
Спорить можно долго (что и демонстрируют километровые сетевые дискуссии), а результат один «и о его плавании молчат предания». У Толкина вообще сильно доверие к преданиям, к пресловутому «говорят»: говорят, что Гимли уплыл вместе с Леголасом, значит – совершенно точно уплыл. А здесь ничего не говорят. Мы точно знаем,что ничего не знаем: говорят, что предания молчат.
Так отплывает Амандиль, лорд Андуниэ, Верный и друг Короля, черной ночью из восточной гавани в полнейшую неизвестность. А нам остается только стоять на берегу, как Элендил, махать рукой и даже не надеяться, что вернется. Ну и пожелать ему – чего еще желать моряку – попутного ветра и пяти фунтов под килем.