istarni: (Default)
[personal profile] istarni
У каждого толкиниста есть своя, отдельная, любимая и близкая история, на которую натыкаешься и которой заболеваешь надолго (навсегда).
Когда я в первый раз прочитала "Властелин Колец", я была ушиблена историей Фродо и историей Фарамира.
Когда прочитала "Властелина" в пятый раз, была совершенно очарована Галадриэлью.
Прочитавши "Сильм" первый раз, я банально запуталась в обилии незнакомых имен и родственных связей...но крыша была все равно снесена на короткой историей под названием "Акаллабет". 
Перечитывающи "Сильм", "Неоконченные" и прочие утраченные, всякий раз ушибаюсь о что-то иное....но сейчас речь пойдет о Первой любви, и признание, как ему и полагается, выйдет немного глуповатым. 

Оговорюсь: я люблю Нуменор скорее как литературное произведение, а не как свершившийся исторический факт (исторический факт меня не радует совершенно).
Это очень людская история (наверно, поэтому она для меня встала особняком в насквозь эльфийском "Сильме"). 
Если в «Детях Хурина» ясен германский северный дух, обреченная храбрость без надежды на победу, в «Лейтиан» обнаруживается, в том числе, романтическая кельтская традиция Тристана и Изольды, то в Нуменоре явственно ночевал Ветхий завет. Со всеми вытекающими. Эта история – очень короткая даже для суперсжатого «Сильма", двухтысячелетняя история государства, в которой больше всего говорится о последних днях его упадка – это история грехопадения благого и избранного народа. Там есть свой ноев ковчег, спасающий праведников от катастрофы, и своя вавилонская башня, правда переосмысленная, скрещивающаяся в памяти с пирамидами майя, на которых приносили человеческие жертвы. Есть одинокий праведник, который, впрочем, так и не смог спасти город – но умер, не увидев его гибель, не дожив до нее. Есть Господь Битв, карающий возгордившихся людей, возжаждавших бессмертия. Впрочем, есть там и вещи более нам близкие –человеческие. Есть непобедимая армада, которая, разумеется, терпит поражение. Есть злые советники, великие географические открытия, жажда жизни и поиск бессмертия, и страх смерти, и гражданские войны, браки по нелюбви, кровосмесительные браки и множество других вещей, до которых бы толкиновские эльфы просто не додумались. Впрочем, есть и праведники, верные с большой буквы, не королю, но Богу – и потому спасшиеся.

На немногих страницах истории Нуменора есть все. Это не эпос с его акцентом на героические деяния, а чистой воды историческая хроника, в которой говорится о неторопливом ходе лет, смене королей и королев на королевском престоле Арменелоса – и неторопливом же, неизбежном наползании Тени. Честное слово, мне хотелось бы увидеть фильм по Нуменору – увидеть корабли эльфов, причаливающие к западным берегам, и великолепие золотой стражи, и и страшный дым от храма, и Саурона, втершегося в доверие к королю, и Верных, уплывающих в самую бурю, и королеву, встреченную зеленой волной. Не голливудский фильм, разумеется, а некую идеальную визуализацию -
И дополнительно мне сносит крышу осознание того, что Волна снилась и сносила крышу и самому Профессору, и в его набросках на стыке Арда-Земля ("Утраченный путь" и иже с ними) Арда проявляется именно в НУменоре...
Странным образом это добавляет истории еще больше реальности. ТАк, что мурашки бегут по коже.
 

Date: 2009-08-23 05:37 pm (UTC)
From: [identity profile] hild-0.livejournal.com
Какая любовь... Как здорово, когда у кого-то такое есть.

Profile

istarni: (Default)
istarni

April 2017

S M T W T F S
      1
23 45678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 6th, 2025 08:09 pm
Powered by Dreamwidth Studios